Информация о школе.

МОУ СОШ № 45 основана в 1967 году. Руководили школой Смирнова Н.А., Лапина Т.Н., заслуженные учителя России. Сегодня школой руководит Рыщенкова Ольга Евгеньевна, которая, управляя качеством инновационного образования совместно с коллективом сберегает лучшие традиции прошлых лет и создает новые.

Школа № 45 – школа адаптивной модели, в которой созданы условия для обучения, развития, воспитания и социализации учащимся с различными образовательными потребностями и возможностями здоровья. Важнейшим условием достижения высоких образовательных результатов является профессионализм педагогических кадров, 75% учителей имеют первую и высшую категорию. Наши учителя имеют различные государственные награды и поощрения: звание Заслуженный учитель России, Отличник народного образования, грамоты Министерства образования.

На протяжении всей истории школа – активный участник инновационной и экспериментальной деятельности. Так в период с 2000 по 2006 год – участник Федерального эксперимента «По обновлению структуры и содержания общего образования», с 2008 года – муниципальная пилотная площадка по внедрению информационно-коммуникационных и интернет технологий в образовательном процессе, с 2010 года участник регионального эксперимента «Дневник.ру».

Демократичный стиль общения создает условия для самореализации учеников в творческой деятельности. Коллективный проект «Среда толерантности», «Энергия детства», «Рукописная книга» были удостоены наградами на международных конкурсах.

Участие в Интернет олимпиадах, конкурсах, социальных проектах позволяет включить учащихся в самостоятельную образовательную, творческую и социальную коллективную деятельность, позволяет организовать общение со сверстниками из других регионов России в он-лайн режиме.

Обучение исследовательской и проектной деятельности приоритетное направление ОП. Ежегодная школьная экспедиция в Кандалакшский Государственный Заповедник позволяет ребятам соединить теорию с практикой исследовательской деятельности.

Наши школьники активные участники научно-практической конференции «Юные исследователи – шаг в будущее» заслужили дипломы городского, регионального уровня и были направлены на Россию представлять Мурманскую область.

Военно-патриотическое воспитание одна из традиций школы, военно-спортивная игра «Зарница», цепочки памяти, наши учащиеся призеры и победители городской краеведческой игры, соревнований по футболу, соревнований «Школа безопасности».

В школе созданы благоприятные условия осуществления образовательного процесса. Уютные классы, новая мебель, современное интерактивное оборудование. Особо комфортные условия созданы для первоклассников, удобная игровая, спальня, современные кабинеты.

 

Добрей и человечнее хочется быть

- Поедем, ну поедем в заповедник! - уговаривают ребята свою учительницу. В Кандалакшском природном заповеднике юные орнитологи из мурманской школы № 45 бывают обычно летом. Но им так хочется увидеть свой кордон - Лувеньгу, что трудно усидеть на месте. Нужно дождаться тепла, объясняет Елена Николаевна.

Нетерпеливый вопрос, когда поедем, преподаватель биологии Елена Набокова слышит уже около пятнадцати лет. Именно столько она со своими подопечными занимается научно-исследовательской деятельностью. Сначала - с юными росляковцами, когда работала в поселковой школе, потом - с мурманчанами. Каждый год отправляются они на кордон Лувеньга: там у них своя полевая база для исследований.

Ребята окунаются в мир первозданной природы и учатся жить с нею в едином ритме. На песчаной отмели Кандалакшского залива прилив продолжается около шести часов. А потом вода начинает отступать. Обнажается широкая прибрежная полоса. Песчаное дно все испещрено небольшими бугорками - следами работы кольчатых червей-пескожилов. Для учета их численности школьникам отведено 117 квадратных метров.

Особый же восторг у юных горожан вызывает птичье царство - серебристые чайки, гаги, кулики-сороки с длинными красными клювами, неугомонные синицы в сосновом лесу… Мурманчане приезжают на кордон во второй половине июня, когда начинается гнездование гаги. Они становятся незаменимыми помощниками сотрудников заповедника в весьма трудоемкой работе. Нужно обследовать обширную территорию, где гнездятся гаги. Растянувшись цепью, ребята внимательно осматривают каждый куст, ложбинку, корневища деревьев, заросли можжевельника. Обнаружив гнездо, делают запись о его местонахождении, о количестве вылупившихся птенцов. Мама-гага всегда торопится: детишки едва успевают вылупиться и обсохнуть, а она уже ведет их к воде.

- Наши ребята очень трепетно и бережно относятся к птицам, - говорит Елена Набокова.

- Птенчики умещаются в ладонях, до того они крохотные. И пушистые, - добавляет учитель изобразительного искусства этой же школы Ольга Макарова. Она уже несколько лет ездит с ребятами в заповедник, помогает Набоковой в полевых работах. А прошлым летом, когда та не смогла отправиться в экспедицию, заменила ее. Координирует же деятельность юных мурманчан, и не только их, научный сотрудник заповедника Елена Шутова, которая постоянно работает на кордоне Лувеньга.

В глубине соснового леса школьники вместе с Ольгой Макаровой посещали синичники. Найти их непросто, поэтому ориентировались по карте. Если синица улетала в поисках корма для прожорливого потомства, мальчишки по лесенке забирались на дерево и кольцевали птенцов. В дальнейшем это помогает установить маршруты перелетов, места зимовок и гнездований, продолжительность жизни птиц и многое другое.

Ездили ребята и на острова Кандалакшского залива. По утрам за ними приходила моторка.

- Я очень волновалась за детей, - признается сегодня Елена Набокова. - Успокаивалась, лишь когда моторка причаливала к берегу. После возвращения ребята шумно делились впечатлениями. Например, на островах видели медведя!

Кордон Лувеньга - не только прекрасная база для практических занятий школьников. В заповеднике все мальчишки и девчонки находят дело по душе, здесь у них очень быстро проявляется интерес к природе. Подержав в ладонях пушистых птенцов, ребята тут же изъявляют желание изучать гнездование гаги. Другим нравится носиться со светоловушкой - с ее помощью исследуется видовой состав насекомых. Ими, и не только разноцветными бабочками, увлекаются многие.

Скажем, Алиса Вологжанникова, одна из прежних воспитанниц, изучала комаров. Тех самых, от которых летом никакого спасения. Даже ставила небольшие опыты - как положено настоящему исследователю, на себе. На протертый спиртом участок кожи на руке садились комары, а Алиса фиксировала, как быстро они удовлетворят свой аппетит. «Я буду ученым!» - сказала она однажды Набоковой. Конечно, юношеские мечты далеко не всегда сбываются. Но это, похоже, не тот случай: девушка закончила педуниверситет в Мурманске, поступила в аспирантуру в Москве.

Ирина Тимофеева также занималась изучением насекомых. Ее научная работа, как и работа Насти Данилогорской, заняла призовое место на всероссийском конкурсе по экологии. Обе стали студентками университетов.

Участвовали юные природоведы и в научной конференции на острове Ряшков Кандалакшского заповедника. Среди гостей из Петербурга и Москвы чувствовали себя уверенно. А еще очень были рады знакомству со знаменитым ученым-орнитологом Виталием Бианки.

Из нынешних юных исследователей Елена Набокова отметила Лизу Рыщенкову, завоевавшую первое место в городском экологическом конкурсе, Лену Новожилову, Сашу Амаева.

Научный отчет по окончании экспедиции отправляется в заповедник. Но работа не прекращается: школьники участвуют в научно-практических конференциях, конкурсах, устраивают выставки снимков, сделанных в заповедных местах. А Ольга Макарова написала целую серию пейзажей после поездок на кордон Лувеньга.

Подготовка к новому полевому сезону начинается задолго до наступления лета. Для школьников помладше он будет первым, а для кого-то последним.

Илья Хрунин начал приобщаться к исследовательской деятельности в седьмом классе. Сегодня он уже выпускник. Илья создал лирический фильм о природе кордона Лувеньга, сам и озвучивал его. Кадры с птицами сопровождаются словами: «Мне, сильному, добрей и человечнее хочется быть».

Просто я работаю учителем

Музей истории образования Мурманска, открывшийся в конце декабря, был давней мечтой педагогов областного центра. Идея, как говорится, носилась в воздухе. Создавался он годами - энтузиазмом ветеранов и нынешних школьных учителей. Кропотливо собирали для него экспонаты Фиала Александровна Гафарова, Татьяна Николаевна Лапина, Галина Дмитриевна Яковлева и многие другие. Пока он занимает немного места. В городском информационно-методическом центре работников образования на улице Генералова, 1/13, где прописался новый музей, лишь несколько стендов да витрин с экспонатами. Но это начало.

- У нас есть план развития музея на ближайшие три года, - рассказывает директор центра Надежда Демъянченко. - Добавятся материалы, рассказывающие о реформах, о тех изменениях, которые происходили в школе с восьмидесятых годов. Появятся разделы, посвященные дополнительному образованию, а также руководителям системы образования. Продолжается сбор материалов о педагогических династиях. А тема очень интересная и богатая - например, в 45-й школе сегодня трудятся представители сразу нескольких династий. Будем пополнять и виртуальный музей. Так что знакомиться с нашими экспонатами, историей развития образования на Кольском полуострове можно, не выходя из дома.

Но и у «нормальных» посетителей музея скоро появится возможность заглянуть в прошлое с помощью мультимедийной техники, которую здесь установят. Естественно, особое внимание будет уделено периоду внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Это ведь поистине революционный период. Он и сейчас продолжается, и кто знает, какие новые возможности нам еще принесет.
Кузница кадров

На образовательном портале Мурманска (www.edu.murmansk.ru) можно посмотреть всю информацию о музее и, в частности учительских династиях. Материалы к этому разделу собрала Фиала Гафарова. В течение двух лет опрашивала она педагогов, составляла родословные семей, где не одно поколение шло в учителя. Изучив эти материалы, я отправилась в 45-ю школу. Ведь в ее стенах трудятся те, кто имеет прямое отношение к этой теме. В том числе и директор Ольга Рыщенкова.

В этой школе когда-то учителем начальных классов работала ее мама - Валентина Ивановна Стрелкова. Сама Ольга Евгеньевна сначала училась здесь, потом преподавала математику и информатику, была заместителем директора, а с 2006 года руководит коллективом. Членом которого является и ее дочь, Елена Иванюгина, учитель английского языка.

Ольга Рыщенкова и педагог дополнительного образования, прежний директор школы Татьяна Лапина, рассказывают о своих коллегах, которые не изменили семейной традиции в выборе профессии. Вот, например, есть в Мурманске такая династия Дребенцовых - Писковатских. Когда-то Семен Демьянович Дребенцов возглавлял фабрично-заводскую семилетку № 4, которую называли Дребенцовской академией. Его жена, Екатерина Ивановна, учительствовала в разных школах, одной из первых среди педагогов Мурманска стала кавалером ордена Ленина, избиралась депутатом Верховного Совета РСФСР. А вот их внучки, учителя начальных классов Светлана Писковатская и Ирина Васильева, трудятся в 45-й школе.

Преподаватель физики Анатолий Летунов и преподаватель математики и информатики Татьяна Михайлова также из учительских семей.

У преподавателя ОБЖ и физкультуры Дениса Медведенко и родители, и дедушка с бабушкой нашли свое призвание в педагогике. Папа логопеда Светланы Петровской - известный в Мурманске учитель Николай Аверин. У Нелли Васильевой, которая ведет физкультуру, папа был директором вечерней школы, а мама работала замдиректора по воспитательной работе здесь же, в 45-й.

Кузницей кадров с гордостью называют свою школу Рыщенкова и Лапина, рассказывая о выпускниках, которые пошли в педагоги. Таких много, они трудятся сегодня учителями, директорами общеобразовательных учреждений, специалистами городского комитета по образованию и областного министерства образования и науки… В общем-то все логично. Когда многие члены учительского коллектива с младых ногтей присутствовали на «семейных педсоветах» (ведь старшие непременно обсуждали дома свои педагогические проблемы), в школе сама собой должна была возникнуть аура, настраивающая ребят на то, чтобы причаститься к этой трудной, не всегда благодарной, но благородной и такой необходимой профессии...

- За партой прошли мои самые счастливые годы, - признается Ольга Рыщенкова. - Когда училась, было так весело! До сих пор помню это радостное состояние. Хочу, чтобы и мои ученики чувствовали себя так же.

Надо думать, так и чувствуют. Ведь недаром же тянутся ребята сюда и после уроков не торопятся расходиться. Часто заглядывают в родную школу и выпускники, приходят и изумляются: сколько здесь техники появилось! А еще помогают Татьяне Лапиной - она руководит школьным музеем - оформлять стенды.

Кстати, и в 45-й, и в городском музее образования я поинтересовалась, есть ли среди экспонатов, рассказывающих об истории школы, парта. Простая черная парта с наклонной откидывающейся крышкой, с углублением для чернильницы-непроливайки в столешнице и скамейкой, которую не отодвинешь, поскольку она скреплена со столом полозьями. Целый век, вплоть до 70-х годов прошлого столетия, именно за такой партой получали знания ребятишки в нашей стране. Легенда своего рода!

Однако и там, и там мне сказали, что этого экспоната у них нет. К сожалению. И главное, найти нигде не могут! Так быстро школы обновили свою мебель в предыдущие десятилетия, решительно выкинув все старье... Но мальчишки 45-й просят чертежи, говорят: для музея сделаем парту сами!

© school45-murmansk

Создать бесплатный сайт с uCoz